ЕГЭ-2016
ОТСУТСТВИЕ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ – ГЛАВНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ЕГЭ-2016
Как бы ни обсуждали важность единого государственного экзамена, но факт остается фактом: по количеству набранных баллов можно судить о том, какие знания получил абитуриент после многолетней учебы в школе и готов ли он к дальнейшему обучению в ВУЗах. Кроме того, ЕГЭ уже не один год дает возможность многим выпускникам из провинциальных городов и маленьких поселков поступить в ведущие университеты страны.
За все время существования Единого госэкзамена вокруг него не утихают споры и обсуждения и чаще всего они связаны с ежегодными изменениями в структуре экзаменационных заданий. 2016 год не стал исключением, и уже через неделю выпускники столкнуться с обновленными КИМами. О том, какими они будут, рассказала начальник управления образованием г. Избербаша Раисат Гаджиалиева. «Основным изменением, которое ожидает школьников, является отсутствие тестовой части в семи образовательных предметах: в русском языке, литературе, математике, истории, географии, информатике, обществознании. За счет этого ожидается устранить возможность получения школьниками баллов за угадывание ответов, что сделает процедуру сдачи ЕГЭ еще более объективной».
Как и в прошлом году, для допуска к ЕГЭ школьники писали итоговое сочинение (изложение), результат которого оценивался в форме «зачета» или «незачета». В качестве пяти тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь», «год литературы». «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. Все выпускники справились с сочинением и были допущены к сдаче ЕГЭ.
По-прежнему обязательными предметами являются русский язык и математика, причем математика осталась разделенной на базовый и профильный уровни. Раисат Хабибуллаевна напомнила, что базовый уровень разработан для сдачи выпускниками, которые не планируют связывать свое будущее со специальностями, где математика является профилирующим предметом. Как правило, данный уровень сдают учащиеся, которые после школы поступают в ВУЗы с гуманитарным уклоном или продолжают получать среднеспециальное образование.
Единый госэкзамен по английскому языку по праву считается одним из наиболее сложных. Как и в 2015 году, английский язык будет проверяться в 5 частях. Каждая часть экзамена будет направлена на проверку одного из языковых навыков учащихся (письмо, чтение и пр.). Среди экзаменов по иностранным языкам данное испытание наиболее востребовано среди выпускников. Как предмет по выбору, госэкзамен по английскому языку в среднем выбирают 9 % учеников.
В структуру госэкзамена по английскому языку входят разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика», «Письмо» и устная часть, которая включает 4 задания: школьникам необходимо прочитать небольшой отрывок текста, самостоятельно сформулировать вопросы для получения информации, рассказать о событии, заданном на картинке, и сравнить два события на представленных фотографиях.
Сдачу обществознания теперь выделили в отдельный день, ввиду его востребованности у выпускников.
В 2015-2016 учебном году выпускники 11 классов не сдавали пробный ЕГЭ. Вместо этого они четырежды проходили диагностический контроль в рамках проекта «Я сдам ЕГЭ!». Модульный комплекс «Я сдам ЕГЭ!» был разработан издательством «Просвещение» и предназначен для качественной и полной предметной подготовки к итоговой аттестации. В его состав вошли рабочие тетради для учеников и пособия для учителей. Авторы пособий – составители контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ, поэтому новые издания учитывают все изменения КИМ 2016 года, а также опыт и анализ результатов экзаменов прошлых лет, включая ЕГЭ-2015. Модульный курс составляют пособие для учителя (методика преподавания) и пособие для ученика (рабочая тетрадь с диагностическими заданиями). В методическом пособии приведены календарное планирование работы на учебный год, анализ типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет, дана краткая характеристика экзаменационной работы, методические рекомендации по разным аспектам преподавания курса и поурочные рекомендации. Рабочая тетрадь содержит задания, аналогичные ЕГЭ, что позволяет пополнить, актуализировать и систематизировать знания, а также тренироваться в их практическом применении при выполнении типовых экзаменационных вариантов.
Во всех школах города заведены журналы, в которых выпускники подтвердили своей подписью ознакомление с правилами поведения во время госэкзамена. По-прежнему участник ЕГЭ может взять с собой в пункт проведения экзамена только ручку, паспорт, лекарства и питание (при необходимости), средства обучения (по математике линейка; по физике – линейка и непрограммируемый калькулятор; по химии – непрограммируемый калькулятор; по географии – линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор), а участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья – специальные технические средства.
В течение всего года Управление образованием г. Избербаша вело подготовительную работу не только с выпускниками, но и с их родителями – проводились родительские собрания, классные часы. Основные сведения о ЕГЭ, процедуре его проведения и главные нормативные документы имелись в свободном доступе на сайте каждой школы в специальной рубрике. Кроме того, учащиеся имели право пользоваться банком заданий, имеющимся на сайте ФИПИ.
Изменения коснулись и выпускников 9-х классов, которым предстоит сдавать ОГЭ. Ранее им необходимо было сдать только 2 обязательных предмета – русский язык и математику, теперь же их 4 – помимо двух обязательных, два по выбору.
В режиме апробации в этом году учащиеся 4х классов написали Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Цель этих работ – выявить и скорректировать слабые места в образовательных программах и подготовке школьных учителей, определить учителям и родителям, по каким темам следует дополнительно позаниматься с каждым конкретным ребенком. Всероссийские проверочные работы не являются государственной итоговой аттестацией. Они проводятся на региональном или школьном уровне, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Фактически ВПР представляют собой механизм, который стимулирует детей и педагогов начинать учиться не в 9-м и 11-м классах, когда нужно сдавать ГИА и ЕГЭ, а уже с начальной школы и по всем предметам. Проводить и проверять работы будет сама школа, но так как материалы и методика единые, то по итогам проверки будет понятно, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОСа находятся школа, класс и ребенок. Кроме того, по решению образовательных организаций в ВПР могут не участвовать дети, находящиеся на индивидуальном обучении. Последнюю проверочную работу четвероклассники напишут 19 мая.
Участниками ЕГЭ и ОГЭ (либо ГВЭ для детей с ограниченными возможностями) в этом году станут 884 человека, из них выпускников 11-х классов – 306 человек, выпускников 9-х классов – 578. Вместе с ними будут сдавать экзамены выпускники прошлых лет и выпускники ССУЗов – всего 90 человек. Для них подготовлены по 20 аудиторий в двух пунктах сдачи экзаменов – в СОШ № 1 и № 10. Все аудитории оснащены камерами, приобретены специальные генераторы для бесперебойного энергоснабжения, а также глушители сотовой связи. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в каждом пункте подготовлены по две аудитории.