К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
В СОШ № 3 СОСТОЯЛОСЬ ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ ИМ. ПАВЛА ДМИТРИЕВА
6 мая в Избербашской СОШ № 3 состоялся торжественный митинг, посвященный присвоению школе имени Героя Советского Союза Павла Павловича Дмитриева.
В мероприятии приняли участие почетные гости: глава городского округа «город Избербаш» Исламали Багомедов, заместитель главы администрации Хизри Халимбеков, начальник Управления образованием Раисат Гаджиалиева, начальник отдела культуры Патимат Газиева, начальник отдела по делам молодежи Асият Бидашева, председатель Совета ветеранов Абдулкасим Абусалимов, а также представители Совета ветеранов и директора школ. Учащиеся СОШ № 3 не смогли обойти стороной тему Великой Отечественной войны в преддверии Дня Победы, исполнив стихи и песни, а также раздав всем присутствующим георгиевские ленточки в рамках Всероссийской акции.
Приветствуя гостей, директор школы Мухтар Даниев, рассказал о том, как возникла идея присвоения школе имени Героя Советского Союза, и какая работа была проведена для воплощения этой идеи в жизнь:
– Правду говорят, что у государства и народа, который не помнит своего прошлого, нет будущего. Особенно это важно в последнее время, когда западные политики усиленно стараются переписать историю Великой Отечественной войны. У педагогов школы возникла идея усилить работу по патриотическому воспитанию, но так, чтобы оставить существенный запоминающийся след. Нам не пришлось долго думать над тем, как это воплотить. Павел Дмитриев жил рядом со школой, его дочь училась в нашей школе. Кроме того, в мае 2014 года наши учащиеся совместно с членами Совета ветеранов Любовью Громак и Марией Головиной готовили проект о героях и ветеранах Великой Отечественной войны. Тогда и возникла идея об увековечении памяти Героя Советского Союза Павла Дмитриева. Сразу же было написано первое письмо в Министерство обороны с просьбой удовлетворить это ходатайство, подкрепленное соответствующими документами. Спустя пять месяцев мы получили ответ, в котором не отрицалась возможность принятия такого решения. Второе официальное письмо было отправлено уже администрацией города в адрес Министерства обороны, в ответ на которое была получена копия наградного листа, подтверждающего присвоение Павлу Дмитриеву звания Героя Советского Союза. Собрав все необходимые документы, педагогический коллектив СОШ № 3 обратился в администрацию города с ходатайством о присвоении школе имени П. Дмитриева с целью увековечивания памяти Героя и воспитания молодого поколения на лучших примерах проявления любви к Родине. Инициатива была поддержана, и 13 марта 2015 года Собранием депутатов было принято долгожданное решение об установлении мемориальной доски в школе.
От имени всего педагогического и ученического коллективов школы выражаю огромную благодарность администрации города и Управлению образованием за оказанную ими поддержку и понимание в этом нужном и важном деле.
Школьники рассказали гостям некоторые факты из героического прошлого Павла Дмитриева: он был призван в ряды Красной армии в июле 1941 года, воевал на Северном, Воронежском, Первом и Втором Украинских фронтах. Будучи помощником командира стрелкового взвода 42-го стрелкового полка, отличился в боях на территории Румынии. О личных качествах старшины Дмитриева красноречиво написано в докладной записке его генерал-майора Севастьянова: «Старшина Дмитриев, не знающий страха, презирающий опасность, храбрый в бою и способный младший командир. Сам воспитанник партии Ленина-Сталина, старшина Дмитриев воспитал в своем подразделении много храбрых и умелых бойцов, являющихся лучшими помощниками командира в бою».
Глава городского округа «город Избербаш» Исламали Багомедов отметил значимость этого мероприятия в преддверии празднования 70-летия со дня Победы в ВОВ и выразил пожелание учащимся вдохновляться именем Героя, улучшая свои показатели в учебе, творчестве, спорте.
Затем Исламали Багомедов открыл мемориальную доску Павла Дмитриева, возложив к ней цветы.
УРОКИ МУЖЕСТВА
ДАНЬ ПАМЯТИ И УВАЖЕНИЯ
Через два дня наша страна отпразднует 70-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Долгими и суровыми были для нашего народа 4 года войны, труден был путь к Победе. Проходят годы, уходят в вечность ветераны той страшной войны. Но об их подвиге не дают забыть поэты и писатели и их замечательные произведения, опаленные войной. Уроки мужества, подготовленные руководителем творческого объединения “До-ми-соль-ка” Гулагаевой Б.А. совместно с классными руководителями Тагировой Г.Н. (СОШ № 8, 3 «а» кл.) и Джандаровой Х.А. (СОШ № 10, 3 «а» кл.) стали данью памяти и уважения суровым годам войны и радостным дням долгожданной Победы.
Вместе с учащимися – членами творческого объединения «До-ми-соль-ка», Бела Гулагаева рассказывала о тяжелых первых днях войны, нечеловеческом напряжении сил и мучительном ожидании Победы. Медленно, но верно в прошлом оставались этапы пути: Москва – 1941, Сталинград – 1942, Курск – 1943 , а в 1944 – советская армия вышла за границы СССР. Тернист и труден был этот путь, но пехота уверенно шла вперед, прокладывая дорогу на Берлин. Близился заветный день – 9 Мая 1945 года. «4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! – напомнила начальник отдела культурного наследия Бела Гулагаева. – А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, их произносим. Но 20 миллионов погибших! Вы представляете, что это такое? Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года! 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 8 тысяч убитых на километр, 16 человек на каждые 2 метра земли! 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!»
Школьники рассказывали стихи, пели песни, а напоследок пожелали друг другу знать о том, что такое война, только из учебников.
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАСЕДАНИЕ ГМО
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Одной из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города, является обеспечение безопасности дорожного движения. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей.
Профилактике детского дорожно-транспортного травматизма было посвящено очередное, четвертое заседание ГМО для заведующих и их заместителей по ВМР дошкольных учреждений, состоявшееся 23 апреля на базе ДОУ № 13. Провела его заведующая ДОУ № 3, руководитель ГМО Нарипат Гамзаева. В рамках заседания состоялся показ НОД по социально-коммуникативному развитию для детей младшей группы на тему «Едем на автобусе», защита доклада «Обновление содержания воспитательной деятельности с детьми в условиях прехода ДОУ на ФГОС». Кроме того, была организована выставка рисунков детей на тему «Мы – пешеходы» и встреча воспитанников ДОУ с работниками ГИБДД. Важность темы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма переоценить невозможно, и это отметила, обращаясь к собравшимся гостям, Нарипат Гамзаева: «Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения нескольких задач, в том числе: усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки». Для начала гости, среди них были и работники ГИБДД – Ильяс Наврузбеков и Владимир Новиков, посмотрели открытое спортивно-театрализованное представление по правилам дорожного движения, которое подготовила воспитатель ДОУ № 13 Мисей Ахмедова. Она ставила перед собой ряд целей, среди которых – закрепить знания детей о правилах поведения на улицах и дорогах, развить интерес к изучению ПДД, сформировать навыки самосохранения. Вместе с воспитателем и присоединившимися по дороге мультяшными Машей и Медведем ребята отправились в путешествие по стране дорожных знаков. Путь был непростым: дошкольникам приходилось отвечать на загадки, вопросы о правилах дорожного движения, безопасного поведения на дорогах, дорожных знаках, демонстрировать знание цветов светофора и умение правильно переходить дорогу. Подобные игры-соревнования совершенствуют у детей навыки бега, прыжков, развивают навыки сценической выразительности. Занятие прошло на очень высоком уровне и доставило присутствующим огромное удовольствие. Они отметили это при обсуждении урока, а также высказали свои замечания и пожелания. Далее воспитатель Гульнара Саадулаева выступила с докладом. Она отметила, что ознакомление с правилами дорожного движения в детском саду происходит систематично, последовательно с усложнением программных требований от группы к группе, от занятия к занятию. «Наша задача не только дать ребенку определенную систему знаний, но самое главное – сформировать прочную привычку в применении полученных знаний и выполнении правил поведения в обыденной жизни. При разработке занятий мы руководствуемся тремя важнейшими правилами: мы воспитываем пешехода, а не водителя, и поэтому особое внимание следует заострять на правилах для пешеходов; все знания ребенок дошкольного возраста усваивает в игре, поэтому роль различного вида игр приобретает решающее значение; вся работа по обучению детей ПДД должна проводиться регулярно, круглый год и в определенной развивающей системе. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером».
Муминат МАГОМЕДОВА.
ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ДЕТСКИХ САДОВ
Не за горами лето, а вместе с ним и конец учебного года не только для выпускников школ и студентов, но и для самых юных жителей мира знаний – дошкольников, особенно тех, кто в этом году прощается с детским садом и готовится в сентябре переступить порог школы. Море разной информации, совершенно иной распорядок дня, общение в новом коллективе. Подготовить дошкольников ко всему этому и есть наиважнейшая задача, которую решают сейчас все детские сады, и в том числе ДОУ № 3.
В рамках работы по реализации ФГОС в ДОУ № 3 изменены подходы в работе педагогов дошкольного отделения и начальной школы. Вместе они обсуждают вопросы организации развивающих занятий дошкольников, способствующих самостоятельной постановке целей детьми, поиску необходимых средств и способов их достижения. В связи с введением ФГТ на первый план выходит личностная готовность ребенка к школе, наличие сознательного желания учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Воспитатели ДОУ № 3 учат детей не просто запоминать информацию, но и искать ее, сравнивать и анализировать, следовать инструкциям взрослых, работать в группе. Уже много лет между коллективом ДОУ № 3 и СОШ № 8 налажено тесное сотрудничество, в ходе которого достигается единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой, вырабатываются общие цели и воспитательные задачи, создаются условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей. Стала уже традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой экскурсия воспитанников подготовительных групп в школу, посещение школьной библиотеки, спортивного зала, актового зала. И итогом всей работы становится открытое занятие в выпускной группе, на котором присутствуют педагоги, набирающие в этом году классы. Такое занятие, посвященное весеннему празднику Навруз-байрам, показали ребята из старшей группы под руководством воспитателя Кистаман Гасановой. Директор СОШ № 8 Издаг Эльмирзаева вместе с заместителем директора по начальной школе Разият Чамсулвараевой, учителями Эминой Муртузалиевой и Саятханум Магомедовой и заведующей библиотекой Ханзазы Мусаевой смогли оценить подготовленность дошкольников, бойко читающих стихи, рассказывающих об особенностях празднования Навруз-байрам, активно принимающих участие в традиционных для праздника играх: эстафетах, перетягивании каната, прыжках через костер. Помимо зажигательных танцев, педагогам запомнилось импровизированное сеяние борозды и творческое групповое задание – создание красочного макета Дагестана с помощью поделок, природных материалов и красок.
Муминат МАГОМЕДОВА.
КОНКУРС
ЛУЧШИЕ ЗНАТОКИ МИРА ПЕРНАТЫХ
Ежегодно 1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц – интернациональный экологический праздник. Он является самым «старым» праздником экологического календаря – его отмечают с 1906 года.
Дата проведения праздника выбрана не случайно. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам. Однако статистика неутешительна: за последние 400 лет с лица нашей планеты исчезло около 100 видов птиц, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу. Экологи и орнитологи призывают всех к бережному отношению к нашим пернатым братьям. Этой цели служат и многочисленные мероприятия и акции, проводимые по всей стране. В Избербаше традиционным мероприятием, приуроченным ко Дню птиц, стал конкурс юных орнитологов, организованный работниками Станции юных натуралистов. Его целью было подведение итогов деятельности школ города в области охраны и привлечения полезных птиц. Семь команд соревновались друг с другом в двух турах: теоретическом и выполнении домашнего задания. В теоретическом туре конкурсанты определяли птицу по рисунку, решали кроссворды, угадывали птицу по клюву и отвечали на вопросы викторины. Домашним заданием участников было подготовить поделку из природного материала и художественный номер. Правильность ответов учащихся и качество выполнения заданий оценивали члены жюри: методист ИМЦ УО Муминат Бахмудкадиева, методист СЮН Паризат Гугаева, педагог дополнительного образования СЮН Маисат Муртузалиева. По итогам всех туров командой-победительницей была признана школа № 1.
Муминат МАГОМЕДОВА.