Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/moizber4/2022.mo-izberbash.ru/templates/mo2014_3/functions.php on line 177

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ – ДЕЛО КАЖДОГО

8 3Каждый раз, знакомясь с материалами, опубликованными на страницах городской газеты, находишь что-то новое и интересное, о чем бы хотелось продолжить разговор …

Именно таким, на мой взгляд, является информация Ибрагима Вагабова о первом заседании диспут-клуба «Ваше мнение», состоявшемся 17 июня сего года в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина (см. газету «Наш Избербаш» № 26 от 26 июня 2016 года).

На заседании, как сообщает автор, была обсуждена самая злободневная проблема нашего времени – распространение религиозного экстремизма и терроризма.

Я приветствую и всецело поддерживаю эту весьма важную и нужную инициативу, ибо общество, в котором граждане не имеют право свободно выражать своё мнение, не может полноценно развиваться, т.е. оно обречено на застой.

 

Исходя из этого и с учётом актуальности темы, затронутой членами диспут-клуба, хотелось бы изложить своё видение и понимание данного вопроса.

Как известно, терроризм и религиозный экстремизм существовали на протяжении всей истории человечества. Но никогда эти уродливые явления не проявлялись в таких масштабах и не представляли такой опасности человечеству, как в наши дни.

Эта чума XXI века стала расширяться и укреплять свои позиции после захвата «Исламским государством» обширных территорий Сирии и Ирана. Но на этом их преступные цели и антигуманные планы не ограничиваются. Их движет бредовая идея построения исламского, а вернее псевдорелигиозного халифата. И в этом фантастическом проекте важная роль и место отводится Северному Кавказу и Дагестану, в частности.

Оно и ясно, ведь в рядах террористических групп, воюющих на стороне ИГИЛ, находятся немало представителей из Северного Кавказа и нашей республики. Террористы и их пособники развернули глобальную пропагандистскую деятельность по распространению расшатывающих общество идей и вербовке молодежи в запрещенные в нашей стране террористические группы.

В этих целях они используют любые формы, методы и средства: выпускают фильмы, диски, литературу, восхваляющую образ жизни людей халифата. Активно используются социальные сети. Помимо всего этого, в последнее время в целях расширения углубления своего тлетворного внимания на умы и души людей, экстремисты прибегают и к такой старой форме агитации, как печатание и распространение листовок.

Кстати, они появились и в нашем городе, а именно – на автостоянках по ул. Маяковского. В одной из таких листовок содержится призыв к родителям, чтобы они своим сыновьям не запрещали носить бороды, а дочерям – облачаться в хиджаб. По мнению сочинителей текстов, иная позиция родителей является ничем иным как выступление против самого Всевышнего. Здесь нет ничего нового и необычного. Таков излюбленный тактический приём всех без исключения религиозных фанатиков и экстремистов. Отказ исполнить их призывы и указания во все времена трактовались ими как игнорирование воли и предписаний Аллаха.

Помнится, как в 70 – 80-е годы прошлого столетия, выступая против светского образа жизни, дружбы разных народов, и призывая людей отречься от земных благ, прогресса и культуры, члены мюридских общин последователей различных шейхов прибегали к подобным пропагандистским трюкам.

Особой реакционностью и фанатизмом отличались мюриды «братств» Батал-Хаджи, Шейха Амая и Узун-Хаджи Салтынского.

Например, Батал-Хаджи внушал своим мюридам, что они «особые, богом избранные» люди. Мюриды шейха Амая избегали представителей советской власти. Если им приходилось здороваться с ними за руку, то обязательно совершали ритуальное омовение, чтобы очистить «оскверненное тело».

Мюридам-амаистам разрешалось оскорблять, насильничать и даже убивать тех, кто осуждает их антиобщественные поступки. А мюриды шейха Узун-Хаджи оправдывали газават против большевиков и активистов совесткой власти. Выдвигали идею возрождения шариатского строя. И всё это, как говорили шейхи, совершалось по велению Всевышнего.

Как тогда, так и в наши дни религиозные экстремисты не брезгуют ничем, чтобы затуманить мозги людям (особенно молодежи) и в результате – привлечь их на свою сторону. Обман, посулы, райская жизнь на земле, вечное блаженство на том свете, клевета, угрозы и даже убийство – все средства хороши и всё дозволено. Цель оправдывает средства – вот их главный лозунг.

Действуют они очень хитро, умело и избирательно. Главный объект их агитации – это люди, у которых какие-то проблемы: материальные затруднения, потеря близких, болезнь, тяжба с властями, трудоустройство, неудачная любовь и т.д.

Совсем недавно, будучи на похоронах, мне довелось наблюдать такую картину. Мужчина средних лет, явно игнорируя сложившуюся традицию соболезнования, подошел к сыновьям покойницы и стал вести утешительную беседу. Он говорил о несостоятельности исламских традиций, связанных с похоронами. Попутно обвинил властные структуры в том, что они не защищают интересы народа. И при этом намекал, что мол есть люди, которые могут помочь любому, кто оказался в беде … Быть может он бы наговорил ещё немало подобной чуши, если бы не вмешательство одного из родственников этих братьев.

Всё, что мы видим и слышим об их пагубной деятельности – это всего лишь верхушка айсберга, мы не знаем о том, что творится там – в глубине.

В сложившейся ситуации, собственно, мы обязаны сделать всё возможное и даже невозможное, чтобы локализовать, пресечь распространение экстремизма и терроризма. И в этом плане я вполне разделяю мнение членов диспут-клуба. Но вместе с тем надо иметь в виду, что в каждом конкретном случае могут быть и соответствующие данному фактору методы.

Но в целом, эта работа, по мнению экспертов, должна вестись по двум направлениям: с одной стороны – действия силовых структур, а с другой – мировоззренческого характера. Не отвергая и не умаляя значения ни одного из этих методов, я считаю, что в данной ситуации мы должны больше заниматься вопросами идеологического содержания.

Во-первых, это вытекает из самой сути и содержания экстремистской пропаганды. А во-вторых, из тех реалий и фактов, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневности.

И в самом деле, если экстремистские пропагандисты и игиловские вербовщики не дремлют, т.е. стараются любыми способами и путями заманить молодежь в ряды террористов, то общественность города, наши депутаты, должностные лица да и представители духовенства не проявляют особой активности в борьбе с этим злом. Не дотягивается до нужной планки в этом плане и отдел по делам молодежи и туризму. Здесь в основном предпочитают работать с той частью молодежи, в повседневной деятельности которой превалирует светский образ жизни. А как же быть с теми детьми и подростками, которые посещают медресе и предпочитают придерживаться исламских взглядов? А ведь они тоже являются частью нашей молодежи. Я встречался с ними в центральной мечети. Очень любознательные и интересные дети, особенно девочки. В частности они спрашивали об учёбе, образе жизни девочек других стран и народов.

В истёкшем учебном году я выступал с лекциями по тематике «Терроризм и религиозный экстремизм» перед старшеклассниками школ города. Встречался также со студентами колледжей и филиалов ДГУ. В результате этих встреч и вопросов, которые задавали слушатели, у меня возникла мысль о необходимости выработки в масштабах города (потому что говорить о Дагестане в целом и о России мы не можем) альтернативной идеологической концепции, которая была бы более привлекательной и интересной, чем бредовые идеи джихадистов. Словом, какие бы мероприятия по противодействию религиозному экстремизму и терроризму не проводили, мы должны идти от идеи к действию.

И одной из таких идей, которая для нас является руководством к действу, как неоднократно в своих выступлениях подчёркивал Президент РФ Владимир Путин – это воспитание нашей молодежи в духе патриотизма и любви к своему народу.

Таким образом, патриотическое воспитание становится как бы главным стержнем всей нашей работы по противодействию экстремизму и терроризму, по сохранению лояльных добрососедских межнациональных отношений. И в самом деле, ведь не станет же человек, который любит свою землю, село родное, свой народ, близких знакомых и соседей стрелять в них, а затем, подобно дикому зверю, прятаться в лесах, в пещерах и в погребах – под землёй.

Все мероприятия, направленные на выработку любых форм противодействия экстремизму и формированию антитеррористического сознания, на сегодня очень востребованы. Но главное, чтобы они не противоречили нормам права, а также духу и букве ислама.

Эта серьёзная и сложная работа не терпит шаблона и кампанейщины. Она должна быть систематической, ведущейся постоянно и регулярно, а не от случая к случаю, т.е. от одного теракта до другого. Она должна охватывать все слои населения от воспитанника детсада до пенсионера без различия их языка, религии и этнической принадлежности. Эффективность этой работы во многом зависит от подготовленности выступающего, от умения с учётом специфики слушателей пользоваться различными методами и лекторского мастерства, его знаний не только по истории и теории религии, но также обществознания, всеобщей истории, литературы, культуры и традиций народов Дагестана.

Важным условием успешной работы является личный пример лектора для окружающих, как на работе, так и в обществе и в быту. И наконец, работа по противодействию распространения религиозного экстремизма и терроризма не должна быть самоцелью. Решение этой актуальной проблемы должно быть тесно связано с вопросами политического, социально-экономического и культурного развития страны, каждого отдельно взятого региона, области, края, города, района и села.

Наби ИМАНАЛИЕВ.