ОТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАН К ИНЫМ КОНФЕССИЯМ, МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ

Межрелигиозный диалог – это встреча людей, относящихся к различным верованиям, проходящая без насильственного навязывания своего мнения и убеждений, придерживаясь толерантности, праведности, искренности, любви, уважения и добра, по отдельным либо общим проблемам, в атмосфере мира, свободы и открытости с целью друг друга изучить, узнать, признавать, слушать и понимать, иметь возможность вести переговоры, сотрудничать, совместно проживать и достигнуть примирения.

Межрелигиозный диалог не означает послабления в собственной религии. В процессе диалога все участвующие стороны должны максимально проявлять уважение к собственным верованиям, не должны стесняться осуществлять на практике необходимые религиозные, нравственные, правовые и культурные нормы. Наоборот, их усилия должны быть направлены на обнаружение общих ценностей, на вывод их на передний план, на внедрение в жизнь общечеловеческих ценностей.

Межрелигиозный диалог также не является: усердием по объединению существующих религий; односторонним разъяснением собственного вероучения среди людей; показанием превосходства собственной религии и усердием по изменению религии собеседника. Диалог – это принятие каждого таким, каким он/она есть, признание друг друга и поиск решения совместных проблем.

Коранические основы межрелигиозного диалога

فَمَن شَاءَ فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاءَ فَلْيَكْفُرْ

«Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (18/29);

لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ

«Нет принуждения в религии»(2/256) и

وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَآمَنَ مَن فِي الْأَرْضِ كُلُّهُمْ جَمِيعًا ۚ أَفَأَنتَ تُكْرِهُ النَّاسَ حَتَّىٰ يَكُونُوا مُؤْمِنِينَ

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на Земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (10/99),

وَلَوْ شَاءَ اللَّـهُ لَجَعَلَهُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً

«Если бы Аллах пожелал, то сделал бы их (людей) одной общиной верующих» (42/8; 16/93) и другие аяты отражают волю Всевышнего. Поэтому невозможно, чтобы все люди на Земле стали мусульманами. Тогда, раз Всевышний Аллах устроил мир так, что в нем есть и «другие», совместное существование является необходимостью. Аяты Корана:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّـهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّـهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (49/13),

لِكُلٍّ جَعَلْنَا مِنكُمْ شِرْعَةً وَمِنْهَاجًا ۚ وَلَوْ شَاءَ اللَّـهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَـٰكِن لِّيَبْلُوَكُمْ فِي مَا آتَاكُمْ ۖ فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ

«Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах» (5/48),

وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَجَعَلَ النَّاسَ أُمَّةً وَاحِدَةً ۖ وَلَا يَزَالُونَ مُخْتَلِفِينَ ﴿١١٨﴾ إِلَّا مَن رَّحِمَ رَبُّكَ ۚ وَلِذَٰلِكَ خَلَقَهُمْ

«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого» (11/118,119), показывая мудрость сотворения людей подобным образом, призывают нас вступить с ними в диалог.

В соответствии с этим, отношение людей к определенным социальным, этническим и религиозным группам не должно быть причиной их превосходства. Ибо истинным превосходством перед Господом является не отношение человека к определенной расе или клану, а то, чего человек достиг, используя свою волю – богобоязненность и благочестие. Пророк Мухаммад (мир Ему) в одном из хадисов очень четко подчеркивает это обстоятельство:

أَلَا إِنَّ رَبكُمْ وَاحِدٌ ، وَإِنَّ أَباكُمْ وَاحِدٌ ، أَلَا لَا فَضْلَ لِعَرَبيٍّ عَلَى أَعْجَمِيٍّ ، وَلَا لِعَجَمِيٍّ عَلَى عَرَبيٍّ ، وَلَا لِأَحْمَرَ عَلَى أَسْوَدَ ، وَلَا أَسْوَدَ عَلَى أَحْمَرَ ، إِلَّا بالتَّقْوَى

«О люди! Помните, что Господь ваш един, все люди произошли от Адама и Евы, и араб не обладает превосходством над неарабом, а неараб не имеет преимущества над арабом; так же, как белый не обладает превосходством над чернокожим, а чернокожий не имеет преимущества над белым, кроме как в набожности и добрых делах» [1].

Также существование нескольких религий, пророков, священных писаний, существование социальных групп, таких как общины, племена и нации, и существование между людьми, относящимися к той или иной группе, разногласий – все это является нормальным явлением. Такая картина является причиной и следствием: признания прав людей на свободу совести и вероисповедания, цели существования Рая и Ада, развития цивилизации с сопутствующим этому развитию совершенствованием человечества. Проявив силу воли, людям следует преодолеть эти разногласия или же все плохое, способное стать причиной для разногласий, и, несмотря ни на что, внедрить в жизнь проект совместного сосуществования со своими собратьями. Выражаясь другими словами, Всевышний по своей воле поставил это нам, его рабам, в качестве цели для достижения.

В современном мире не существует ни чисто религиозных политических структур, ни отдельных демографически исламских, христианских, буддистских, индуистских и иудейских регионов. Мы должны считаться с существующими на Земле реалиями, установленными Аллахом. Принимая во внимание данные реалии, мы обязаны жить совместно с собратьями, населяющими с нами единую планету. А раз так, то мы также обязаны считаться с тем, что на этой Земле кроме нас есть люди и с другим мировоззрением, и в процессе принятия решений сесть за «круглый стол» с остальным миром. Для того чтобы этот мир стал пригодным для жизни, мы, как мусульмане, с помощью наших религиозных, национальных и культурных ценностей, способны привнести в него очень много. Многие из этих ценностей совершенно незнакомы миру, находящемуся вне нас. Потому люди, считающие, что «нет ничего полезного, что может взять сильная культура от слабой», и подразумевающие, что представителям одной религии нечему учиться у представителей другой религии – ошибаются.

Как стоит понимать «Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями» и «Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии» и похожие аяты?

Для правильного понимания этих аятов и понятия их предназначения для начала очень важно правильно ответить на вопрос «какие»; о каких иудеях и христианах идет речь? Знание причин и обстоятельств ниспослания вышеупомянутых аятов является первым шагом для ответа на этот вопрос. Ключевыми терминами здесь выступают «состояние войны» и «состояние мира». Нет никаких сомнений, что все эти аяты ниспосланы в условиях военного противостояния, когда люди из противоположного лагеря направляли все свои усилия на физическое уничтожение мусульман. Другими словами, эти аяты обращены к тем иудеям и христианам, которые, используя любую возможность, всеми силами, своими действиями, проявляют вражду к мусульманам. Но очевидно, что даже во время военных действий к людям писания, не оказывающим поддержку своим братьям по вере в войне против мусульман, отношение не будет таким же, как к враждующим. Об этом Коран ясно заявляет:

لَّا يَنْهَاكُمُ اللَّـهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ ۚ إِنَّ اللَّـهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60/8),

وَإِنَّ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَمَن يُؤْمِنُ بِاللَّـهِ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْكُمْ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْهِمْ خَاشِعِينَ لِلَّـهِ لَا يَشْتَرُونَ بِآيَاتِ اللَّـهِ ثَمَنًا قَلِيلًا ۗ أُولَـٰئِكَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ ۗ إِنَّ اللَّـهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ

«Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом и не продавая знамения Аллаха за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Аллах скор в расчете» (3/199),

ليْسُوا سَوَاءً ۗ مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ أُمَّةٌ قَائِمَةٌ يَتْلُونَ آيَاتِ اللَّـهِ آنَاءَ اللَّيْلِ وَهُمْ يَسْجُدُونَ ﴿١١٣﴾ يُؤْمِنُونَ بِاللَّـهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَأُولَـٰئِكَ مِنَ الصَّالِحِينَ ﴿١١٤﴾ وَمَا يَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ فَلَن يُكْفَرُوهُ ۗ وَاللَّـهُ عَلِيمٌ بِالْمُتَّقِينَ

«Не все они (люди Писания) одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц. Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников. Какой бы добрый поступок они ни совершили, ничто не будет отвергнуто от них. Аллах знает богобоязненных» (3/113-115).

Практическая деятельность Пророка (мир Ему) также подтверждает это правило. В один и тот же отрезок времени Мухаммад (мир Ему) заключил договор с христианами из Наджрана и находился в состоянии войны с мекканскими многобожниками. Похожая ситуация сложилась с иудейскими племенами. Дело в том, что за вероломное нарушение Мединского Соглашения было наказано иудейское племя Бану Курайза, причем сами иудеи с уважением отнеслись к назначенному судьей приговору по Торе. Другое же иудейское племя, Бану Надыр, продолжило мирное сосуществование с мусульманами на условии договора. Как видим, Пророк (мир Ему) никогда не рассматривал всех людей Писания как единый фронт, с которым необходимо воевать. Он никогда не заносил всех немусульман в одну категорию, не делая различий между многобожниками и людьми Писания. Иначе бы невозможно было объяснить кораническое разрешение на брак с женщинами из людей Писания и на употребление мяса, забитого ими[2].

Положение «не считать своими помощниками и друзьями» нельзя буквально отождествлять с подобным: «не заключать договоров», «не жить вместе», «не открывать им никаких секретов», «быть настороженным с врагами» и проч.

Во-вторых, во времена Пророка Мухаммада (мир Ему) произошла великая религиозная революция. Все умы были прикованы к религии, любовь и вражда проявлялись лишь в соответствии с религиозными установками. Однако в настоящие дни в мире произошла ошеломительная культурная и светская революция. Все умы охвачены культурой, прогрессом и ближним миром и находятся под их постоянным влиянием. И большинство из людей Писания не ограничивают себя рамками собственной религии. Следовательно, дружба с ними станет принятием лучших сторон их культуры и прогресса, а также сохранением мира и порядка, являющихся основой мирского счастья. Именно такая дружба не запрещена Кораном.

Таким образом, если человеку суждено было родиться иудеем или христианином, то это еще не означает, что вышеупомянутые аяты относятся к нему. Но если, как то было во времена ниспослания Корана, человек находится во вражде с мусульманами, рассматривает свою религиозную принадлежность как причину для этой вражды и открыто объявляет мусульманам войну, более общими словами, соответствует своими качествами людям, ставшим причиной ниспослания данных аятов, то и отношение к таким людям будет соответствующее.

СОБЛЮДЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ С НЕМУСУЛЬМАНАМИ

В соответствии с Исламом, договорные обязательства связывают все подписавшиеся под договором стороны и не могут быть расторгнуты самовольно и односторонне. Также в соответствии с Исламом законная сила договора подкрепляется не его текстом, а общими религиозными
и нравственными нормами. По этой причине соблюдению клятв в Коране
и Сунне Пророка (мир Ему) уделяется столь большое внимание.

Коран, подчеркивая важность ниспосланной людям божественной системы и взаимодоверия, что бы ни произошло, настаивает на соблюдении договорных обязательств, напоминает, что за соблюдение и несоблюдение соглашений придется держать ответ перед Аллахом:

وَلَا تَكُونُوا كَالَّتِي نَقَضَتْ غَزْلَهَا مِن بَعْدِ قُوَّةٍ أَنكَاثًا تَتَّخِذُونَ أَيْمَانَكُمْ دَخَلًا بَيْنَكُمْ أَن تَكُونَ أُمَّةٌ هِيَ أَرْبَىٰ مِنْ أُمَّةٍ ۚ إِنَّمَا يَبْلُوكُمُ اللَّـهُ بِهِ ۚ وَلَيُبَيِّنَنَّ لَكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَا كُنتُمْ فِيهِ تَخْتَلِفُونَ

«Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не уподобляйтесь той женщине, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити. Вы обращаете свои клятвы в средство обмана, когда одни из вас оказываются сильнее и многочисленнее других. Таким образом, Аллах подвергает вас испытанию. А в День воскресения Он непременно разъяснит вам то, в чем вы расходились во мнениях» (16/91,92).

Основным поводом нарушения договорных обязательств Коран называет заинтересованность стороны в материальном обогащении, в дальнейшем обретении мирских благ и людских ресурсов: «Вы обращаете свои клятвы в средство обмана, когда одни из вас оказываются сильнее и многочисленнее других…», так как именно материальная сторона дела становится основной причиной несдерживания слова. Особенно в современном мире мы часто видим вероломства и предательства, но все это противоречит нравственным принципам Ислама.

Пророк (мир Ему) как в широком, так и в узком смысле запретил предательство, несоблюдение договорных обязательств, связанные с этим скрытые интриги, заговоры, внезапные нападения и т.п. Его высказывание открытым текстом заявляет об этом: «Лучший из вас – остающийся верным условиям договора[3]».

С другой стороны, насколько важность соблюдения договора прописана в основах Ислама, можно понять из следующего: если по условиям договора помощь, оказываемая мусульманам со стороны братьев по религии, окажется против интересов немусульман, заключивших договор с мусульманами, то необходимо от нее отказаться. Первостепенным является соблюдение условий договора. Коран следующим образом подчеркивает данную истину:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَهَاجَرُوا وَجَاهَدُوا بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللَّـهِ وَالَّذِينَ آوَوا وَّنَصَرُوا أُولَـٰئِكَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ ۚ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَلَمْ يُهَاجِرُوا مَا لَكُم مِّن وَلَايَتِهِم مِّن شَيْءٍ حَتَّىٰ يُهَاجِرُوا ۚ وَإِنِ اسْتَنصَرُوكُمْ فِي الدِّينِ فَعَلَيْكُمُ النَّصْرُ إِلَّا عَلَىٰ قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُم مِّيثَاقٌ ۗ وَاللَّـهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам[4] и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу. Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете» (8/72). Все это показывает, что в Исламе соблюдение договорных обязательств является священным долгом и стоит даже выше братства по религии.

ОСНОВОЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С НЕМУСУЛЬМАНАМИ ЯВЛЯЕТСЯ ВОЙНА ИЛИ МИР?

В Исламе основой является не война, а любовь, сострадание, прощение, толерантность и мир. Война является чрезвычайным положением и используется только тогда, когда другие пути разрешения конфликта исчерпаны. Военные действия против немусульман разрешены лишь для защиты имущества, религии, страны, при угрозе безопасности, при нарушении соглашений, для отражения агрессии, для прекращения насилия и несправедливости. Это обстоятельство Коран открыто подчеркивает: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного» (2/190). Объявление же войны и заключение мира, согласно Исламу, может быть только со стороны государства.

Запрет на преступление границ дозволенного на войне является основополагающим:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ لِلَّـهِ شُهَدَاءَ بِالْقِسْطِ ۖ وَلَا يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَىٰ أَلَّا تَعْدِلُوا ۚ اعْدِلُوا هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰ ۖ وَاتَّقُوا اللَّـهَ ۚ إِنَّ اللَّـهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5/8). По утверждению ар-Рази положение этого аята является общим. Даже если противник будет творить зло и преступать все рамки, в аяте мусульманам приказано вести себя справедливо, запрещены зло и несправедливость[5].

Что касается повеления к совершению одобряемого, увещевания и совета, мягкости в речах, то это все присуще не только исламскому призыву, но и исламскому образу жизни в целом. Описанные в Коране и являющиеся для нас примером жизни посланников Аллаха не являются чем-то иным. На страницах Корана мы встречаем множество реалий, указывающих не на войну, а на мир, любовь, снисходительность и прощение. Среди подобных: описание миссии пророков, состоящей в призыве людей мягкими словами к божественным истинам, без какого-либо принуждения (10/99, 34/28), главным инструментом призыва является убеждение (29/61). Несмотря на притеснения, унижения и трудности, создаваемые соплеменниками, пророки Нух, Лут, Муса, Салих, Йусуф и Ибрахим (а.с.) не прекращали призывать с любовью и с терпением, пророку Мусе (а.с.) было велено говорить даже с фараоном мягко (20/44). Несмотря на то что ‘Иса (а.с.) по воле Аллаха показал своему народу множество чудес, люди потребовали ниспослания с неба пищи, впоследствии хотели его распять. Но ‘Иса (а.с.) лишь молился за свой народ (5/118).

При взгляде на жизнь нашего Пророка (мир Ему) мы увидим все те же трудности. Для покорения сердец и приближения неверующих к Исламу, или для отведения исходящего от них зла Пророк Мухаммад (мир Ему) использовал средства из государственной казны, что является историческим фактом. Во время покорения Мекки он всех простил, даже тех, кто на протяжении 22 лет причинял Пророку (мир Ему) и мусульманам невероятные страдания. Здесь он не стал брать трофеи и пленных, как это делалось после победы в сражениях. Этот исключительный человек, вдохновленный словами Йусуфа, сказанными своим братьям[6], сказал мекканским многобожникам, которые и не надеялись на спасение: «Сегодня никто не будет осужден! Все свободны».

ПРОРОЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Пророк Мухаммад (мир Ему) является возвестителем и комментатором Корана. Оставленные им действенные и словесные наставления (Сунна) составляют для нас доказательства того, как следует понимать Коран. Сунна Пророка (мир Ему) вплоть до Судного Дня останется вторым, после Корана, мусульманским источником. Поэтому, вплоть до Судного Дня помимо Корана мусульмане обязаны обращаться к хадисам и практической деятельности Посланника Аллаха (мир Ему).

Пророк (мир Ему) прожил свою жизнь в диалоге с неверующими, многобожниками и людьми Писания. Соглашения, дружеские отношения, торговые соучастия, и даже войны составляют разные проявления диалога. Данные примеры двусторонних отношений являются ценным кладом для мусульман, избравших Посланника Аллаха (мир Ему) своей моделью и путеводителем.

В ранний период мусульмане столкнулись лицом к лицу с интенсивным преследованием и пытками со стороны мекканских многобожников, пытавшихся всеми силами вернуть мусульман в язычество. Отказывающихся мучили, некоторых даже убивали. Пророк (мир Ему) для облегчения положения верующих предлагает им временно переселиться в Абиссинию. Объясняя выбор Абиссинии Пророк (мир Ему) сказал следующее: «Переселение в Абиссинию станет благом для вас, ибо есть там правитель, который не притесняет находящихся под его покровительством. Земля там, поистине, праведная. Оставайтесь там до тех пор, пока Аллах не предоставит вам избавление от сложившейся ситуации!». Названный Пророком (мир Ему) правитель, который не притесняет, был негус Асхама ибн Абджар, христианин по вероисповеданию.

На восьмом году пророчества в Эзриате (местность между Сирией и Ираном) произошла война между Ираном и Византией, в которой иранцы-огнепоклонники победили византийцев, являющихся людьми Писания. Многобожники чрезвычайно возрадовались такому положению вещей и, издеваясь, стали открыто говорить: «Вы – люди Писания. Христиане тоже – люди Писания. Как победили наши безкнижные собратья-огнепоклонники ваших собратьев-людей Писания, так и мы вас победим». После этого снизошли первые аяты суры Ар-Рум[7], возвестив, что в скором будущем византийцы победят персов, а мусульмане будут обрадованы этим известием. Абу Бакр по этому поводу даже вошел в спор с многобожниками[8]. Данное событие показывает, насколько, по сравнению с многобожниками, Пророк (мир Ему) испытывал чувства симпатии к людям Писания, более близким к истине. В аяте говорится о радости верующих по поводу победы византийцев – людей Писания, на что очень важно обратить внимание.

До того, как кыблой по воле Аллаха была избрана Кааба, мусульмане молились в сторону Иерусалима, что является известным фактом. Это указывает на важность священного Иерусалима, как колыбели трех небесных религий, другими словами – на общий знаменатель между мусульманами и людьми Писания. Подобным образом, в мекканский период, в случаях, когда волей Аллаха было предоставлено лишь два выбора – уподобиться многобожникам, или же уподобиться христианам, Пророк (мир Ему) предпочитал последнее. Например, чтобы не походить на многобожников, оставляющих пробор посередине и зачесывающих волосы по обе стороны, он предпочитал зачесывать волосы на лоб, как то делали христиане. Годами позднее, после полного исчезновения многобожия, он снова стал оставлять пробор посередине[9].

В первые дни переселения в Медину Пророк (мир Ему) увидел постящихся иудеев и спросил причину этого. Услышав ответ: «В этот день Сыны Исраилевы были спасены от зла Фараона», Пророк (мир Ему) приказал мусульманам поститься в день ‘ашуры (десятый день месяца Мухаррама лунного календаря)[10]. Кроме того, в мединский период Пророк (мир Ему) принял приглашение одного иудея (имя которого в источниках не сообщается) на ужин[11].

В конце приведем слова Пророка (мир Ему), сказанные им незадолго до прощания с этим миром, ставшими одним из завещаний: «Вверяю вам людей Писания – иудеев и христиан[12]». Здесь имелось ввиду продолжение в отношении к людям Писания традиции Пророка (мир Ему), заключающейся в соблюдении прав подданных, проживающих на территории мусульман и запрете на их притеснение и оскорбление, что и не идет к лицу мусульманам.

С помощью приведенных немногих примеров подхода Пророка (мир Ему) к людям Писания, становится очевидным его принятие немусульман такими, какие они есть, значимость свободы совести и вероисповедания, плюралистического устройства общества, поиска общих начал, или развития отношений с людьми на основе общих начал.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ТОРГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРОРОКА (МИР ЕМУ) С ЛЮДЬМИ ПИСАНИЯ

Особенно в мединский период Пророк (мир Ему) вступал с людьми Писания в социальные, политические, правовые и экономические отношения и делал это без уступок в обязательствах веры.Например, опираясь на разрешение Корана, Пророк (мир Ему) ел еду людей Писания. То, что Пророк (мир Ему) принимал приглашения и не имел никаких вопросов по поводу заклания мяса – является для нас важным знаком.

В торговом плане известны следующие факты: Пророк (мир Ему) отдал под залог кольчугу и взял у одного иудея провизию[13], ‘Али (р.а.) взял некоего иудея-ювелира[14] партнером по сбору и продаже тростника, некоторые сподвижники попросили Пророка (мир Ему) помочь расплатиться с торговыми долгами перед иудеями[15].

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Существует огромное множество примеров, в т.ч. соглашений и исторических фактов, когда немусульманские народы, оставаясь в рамках своей культуры и религии и будучи признанными государством, свободно проживали на мусульманских территориях. Отношения с иноверцами внутри страны оставались на одинаковом уровне как в случае мира, так и в случае войны, что не могло не вызвать удивление и восхищение немусульман. Жизненный потенциал, вдохновленный силой Корана и Сунны в известной степени сыграл немаловажную роль в выборе Ислама как религии целыми народами, общинами, группами и отдельными людьми. Чтобы дать пищу для размышлений ниже мы перечислим некоторые примеры из темы, на основе которой пишутся целые научные труды, проводятся докторские или кандидатские исследования:

В день завоевания Иерусалима халифу ‘Умару было предложено совершить намаз в одной из церквей, а он отказался из-за опасений, что в честь такого события следующие поколения могут превратить церковь в мечеть.

Вот отрывок из текста соглашения, заключенного ‘Умаром с народом Илии: «Данное соглашение есть обязательство, предоставленное рабом Аллаха и повелителем правоверных ‘Умаром народу Илии. Оно является гарантией неприкосновенности жизней, имущества, церквей, крестов, больных и здоровых, а также других людей. Храмы не будут превращены в жилище и не будут разрушены. Церковная утварь также будет неприкосновенна. Никто из-за своей веры не будет ущемлен, никому не будет нанесен вред» [16].

Однажды ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз увидел на улице престарелого бедняка из числа подданных, просящего милостыню. ‘Умар, обратившись к нему сказал: «Когда ты был молодой – мы брали с тебя подать, а теперь мы позаботимся о тебе», после чего распорядился назначить выплаты из государственной казны для поддержания людей в такой ситуации, а также заповедовал будущим правителям защищать права подданных и покровительствовать им. Это показывает, что Ислам смотрит на людей не
с позиции веры, а с позиции того, что они – люди, с позиции существования у них нужд и потребностей. А ко всем гражданам, проживающим в пределах исламского государства, следует относиться в соответствии с принципами социальной справедливости.

‘Умар распорядился выделить часть закята для пораженных проказой христиан аш-Шама[17].

Абу ‘Убайда ибн Джаррах являлся наместником аш-Шама. В это время стало известно о планирующимся нападении Византии на территорию халифата. Услышав эту новость, подданные Исламского Государства зиммии (т.е. люди Писания под покровительством мусульман) отправили в Византию своих шпионов и информировали о происходящем руководство халифата.
В сложившейся ситуации Абу ‘Убайда усомнился в возможности обеспечения безопасности жизней и имущества своих подданных, после чего раздал обратно подушные подати (джизья) и заявил, что все свободны. Увидев столь справедливое и толерантное отношение, христиане растрогались и заняли сторону не единоверцев из Византии, а сторону мусульман, и молились за их победу. После победы мусульман зиммии заново заключили с ними соглашение о подданстве. Один священник-несторианин в письме своему приятелю так описывает эти события: «Господь наделил арабов властью и позволил стать нашими господами, но они не сражаются против Христианства. Наоборот, охраняют нашу веру,
с уважением относятся к нашим священникам и святым, даже выделяют пожертвование для наших храмов и монастырей».

‘Амр ибн ‘Ас являлся наместником Египта. Его сын вступил в спор
с одним коптом, копт выиграл его в споре, на что сын ‘Амра разозлился
и избил копта кнутом. Копт пожаловался об этом халифу ‘Умару, а ‘Умар,
в свою очередь, вызвал на беседу ‘Амра и его сына. По их прибытии ‘Умар дал в руки копту кнут и повелел избить им сына ‘Амра также, как тот избил его. Затем он повелел копту следующее: «А теперь побей ‘Амра, так как его сын избивал тебя, пользуясь поддержкой отца». На это ‘Амр возразил: «Не я же избил его, а мой сын!». Ответ ‘Умара, последовавший на это возражение, является ответом на многие вопросы об Исламе, как вопросы о человеке,
о свободе, о рабстве, о правителях и подчиненных: «О ‘Амр! Люди рождаются от своих матерей свободными, так по какому же праву вы делаете из них рабов?!»

Омейядский халиф Валид ибн ‘Абдульмалик в целях расширения дамасской соборной мечети со стороны Каабы насильно снес христианский храм. Когда к власти пришел ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз христиане аш-Шама направили ему об этом жалобу. Несмотря на протест местных мусульман ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз распорядился снести мечеть. Таким образом, он поступил в соответствии с аятом Корана, в котором говорится о необходимости защищать храмы немусульман: «Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха» (2/40).

Насильственная исламизация противоречит смыслу Ислама и мусульмане, строго придерживающиеся основ своей религии, на это не способны. Аяты из Корана в области свободы совести и вероисповедания, высказывания и действия Пророка (мир Ему), четырнадцативековая практика Ислама доказывают, что насильственной исламизации нет и быть не может,
а свобода вероисповедания была установлена в Исламе уже с первых дней ниспослания Корана.

 


[1] Ахмад ибн Ханбаль, Муснад, 5/411.

[2] См.: Священный Коран, (5/5).

[3] Абу Я‘ля, аль-Муснад, 2/318.

[4] Мухаджир – переселенец на пути Аллаха, а конкретно во времена Пророка мусульмане, переселившиеся из Мекки в Медину.

[5] Фахруддин ар-Рази, Тафсир, III, 560.

[6] Священный Коран, 12/92.

[7] Рум в переводе с арабского – византийцы.

[8] Ат-Табари, Абу Джа‘фар Ибн Джарир. Джами‘уль-байан ‘ан та’вилиль-Кур’ан. Миср: Даруль-Ма‘ариф, 21/17-18.

[9] Бухари, Манакыб, 23; Либас, 70; Муслим, Фадаиль, 90; Абу Давуд, Тараджуль, 10; Ибн Маджа, Либас, 36.

[10] Бухари, Саум, 68; Муслим, Сыям, 127; Абу Давуд, Саум, 64.

[11] Ахмад ибн Ханбаль, Муснад, 3/210.

[12] Абу Давуд, ‘Имара, 33.

[13] Бухари, Буйу‘, 14; Рахн, 2; Истикрад, 2; Муслим, Мусакат, 124; Тирмизи, Буйу‘, 7.

[14] Бухари, Буйу‘, 28; Мусакат, 14; Абу Давуд, Харадж, 20.

[15] Бухари, Буйу‘, 51; Муслим, Мусакат, 91; Абу Давуд, Васайа, 17; Буйу‘, 13.

[16] Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тарих аль-умам валь-мулюк. Ред. Мухаммад Абу аль-Фадль. Каир, 1970. С. 220.

[17]Аш-Шам – область, включающая современные территории Иордании, Палестины, Ливана и Сирии.